В марте 2022 года нашему детском саду был присвоен статус инновационной муниципальной площадки по долгосрочному, коллективному, патриотическому проекту: «Россия – глазами детей» (Посткроссинг).
Посткроссинг – это проект, созданный для обмена почтовыми открытками с людьми со всего мира.
Уникальность проекта – сочетание новейших средств общения (Интернет) с традиционными (почтовые открытки).
Суть идеи посткроссинга - в свободном обмене открытками, письмами между детьми с других регионов России.
С помощью обмена письмами между детскими садами из других регионов России решаются задачи патриотического направления программы воспитания, из писем дети узнают о своей Родине, традициях и обычаях. Также наши воспитанники рассказывают о своей малой Родине, детском саду и обычаях. Дети узнают страну через рассказы, рисунки детей из других регионов.
Цель инновационной деятельности – осуществление общественно значимой деятельности, направленной на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живем, посредством почтовой переписки.
Задачи:
- Познакомить детей с возможностями рукописного письма;
- Расширить представления о достопримечательностях страны через обмен письмами и открытками между участниками проекта;
- Формировать познавательный интерес детей к географии, к другим регионам нашей страны, культуре и традициям;
- Воспитывать толерантность к людям других национальностей.
Участники проекта: администрация МБДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Проект предполагает работу с картой мира, общение воспитателей из разных детских садов посредством переписки, обмен письмами с информацией о городах для работы с детьми.
Проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. Первый город, в который мы отправили письмо с открыткой, стал город Москва — столица нашей Родины. Ребята познакомились с картой мира. Нашли Москву на карте. Узнали, как заполнять письмо и как отправить его в другой город. Познакомились с деятельностью почты, с профессией почтальон. Дети уверены, что отправлять и получать открытки это действительно интересно и очень приятно! Так началась наша работа по проекту. Со временем мы начали получать письма из разных городов и поселков нашей большой страны.
Работа по проекту
Основные формы реализации проекта
• организованная образовательная деятельность;
• поисково-творческие задания;
• сюжетно-ролевые игры, досуговые игры;
• обучающие, дидактические игры;
• познавательные беседы;
• просмотр видеофильмов;
• презентации;
• музыкальные досуги, развлечения;
• экскурсии.
Инновация осуществляется: с сентября 2021 года – сентябрь 2024 года в три этапа.
На I подготовительном этапе (2021-2022 гг.)- была выявлена проблема (отсутствие общения между людьми с помощью эпистолярного жанра), составлен план работы и написан проект.
Также были созданы специальные необходимые условия для реализации проекта.
Разработан план мероприятий.
Определено количество ресурсов, необходимых для выполнения проекта.
Подготовка материально-технической базы проекта.
Мы вступили в официальное сообщество Посткроссинг в ВК https://m.vk.com/postcrossru
Составили банк адресов, куда будем писать письма.
Далее началась основная работа по проекту, которая проходила на втором этапе.
II этап – Основной (практический) – 2022-2023 гг.
Это:
• Совместная деятельность с воспитанниками по содержанию проекта (занятия, беседы, экскурсии, развлечения и т.д.)
• Создание карты России
• Создание лепбука «Наша Родина».
• Изготовление и тиражирование рабочих тетрадей для воспитанников
• Составление текстов послания в другие дошкольные образовательные учреждения
• Работа с полученными письмами
III этап – заключительный (рефлексивный) - 2023 -2024 гг.
• итоговое мероприятия для детей «Россия глазами детей»;
• проведен анализ результатов проектной деятельности;
• планируется разработка методического пособия по внедрению и распространению проекта «Россия глазами детей» (Посткроссинг) в ОУ.
Также планируется продолжить переписку с другими детскими садами, тем самым пополнить картотеку писем.
За время реализации проекта был получен итоговый продукт проекта:
• Рабочие тетради
• карта России (где мы отмечали города, откуда приходили письма)
• лэпбук «Моя Россия»
• коллекция марок
• коллекция открыток
• картотека писем с ответами, с разных городов России
• дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме проекта;
• картотека художественной литературы по теме проекта;
• наглядный материал по теме проекта;
• консультации и брошюры для родителей.
С данным проектом педагог детского сада принял участие в муниципальном этапе областного конкурса профессионального мастерства «Лесенка успеха – 2022», стал победителем и прошел в региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», получил сертификат участника.
В феврале 2023 года данный проект был представлен на Региональной научно-практической конференции «Актуальные аспекты организации работы по патриотическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении» в рамках проведения XXIV городских Дней науки, г. Новокузнецк, получили сертификат участника.
Данный проект был представлен во Всероссийском дистанционном конкурсе «Воспитатель года России – 2022», заняли 2 место в Кемеровской области, 46 место в России.
Также с данным проектом детский сад принял участие в конкурсе «Лучший экспонат» V СИБИРСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА и XXV специализированной выставки «Образование. Карьера» (15-17 марта 2023 г), получили благодарственное письмо.
Также в ходе проекта дети писали письма, рисовали рисунки военнослужащим, находящимся на СВО. Рисунки и письма ребят откликнулись военнослужащим и они во время отпуска посетили Загорский детский сад, о чем был снят снят сюжет на телевидении Ново Тв.
Таким образом, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития.